Translate

пятница, 22 августа 2008 г.

Воспоминания учительницы немецского языка Шистер Лии Иосифовны .

2008-08-20
попробую написать не в
форме отчёта о проделанной работе,
а просто от души и памяти сердца.


Здравствуйте уважаемые гости Юбилея школы № 11!

И так....1955 год. Я, выпускница Института Иностранных языков, начинаю свой педагогический путь в Городе Сумгаит. Ему тогда было всего 6 лет. Городом назвать его тогда было трудно, т. к. была только улица ЛЕНИНА и заканчивалась она школой №2. За ней до самого Моря была степь с Маками и одичавшими виноградниками. Педагогов не хватало, и работать приходилось сразу в нескольких школах, разбросанных далеко друг от друга. И мне надо было за один день успеть провести занятия и в школе № 3, и № 2, и в её же здании в вечерней школе, и в посёлке СТРОИТЕЛЕЙ №15. Сейчас Юбилей школы № 11, но её историю надо начинать со школы № 3 в посёлке ХИМСТРОЙ. Потому что Директор этой школы ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ДОБКИНА сплотила и воспитала коллектив педагогов школы, основной состав которого взяла с собой в новую школу № 11. Да и ученики перешли в эту школу, т.к. город рос, и люди переселялись из посёлков и бараков в город.

Сейчас я сама удивляюсь, как могла всё успеть? Кроме уроков и дополнительных занятий в школе №3 я вела кружок немецкого языка, фото, кройки и шитья, драматический. Выступала с лекциями перед рабочими. У меня самые тёплые воспоминания об этой школе, хотя мне не удалось найти ни одного (кроме Иры Волынской) тогдашнего ученика в Одноклассниках. А многим из них теперь почти столько же лет, как и мне. Мой первый в жизни урок пришёлся на 10 класс. Я вошла и растерялась: передо мной были юноши и девушки, разница в возрасте с некоторыми из них была всего 2-3 года. После некоторых "проверок на крепость" Молодой учительницы установились очень хорошие взаимоотношения Учила я, и меня учили и ученики, и их родители. Я до сих пор благодарна отцу своего тогда неблагополучного ученика Дмитриева Владимира, который пропускал занятия... Ну, словом весь набор для плохого ученика. А мне хотелось научить каждого, и я решила поговорить с родителями. Я тогда не знала, что у него больна мама и не может прийти в школу, а папа, главный инженер ТЭЦ, очень занят. Да и Вова не говорил, наверное, дома, что я вызываю. У меня за длительное время накопилось столько возмущения, и я готова была выплеснуть всё это, наконец-то появившемуся в учительской отцу, он предупредил мою тираду вопросом: "Скажите, есть у моего сына тетрадь, ручка, книга, дневник, портфель.... ????? Я - "Да, есть, Но.." Продолжить он мне не дал: "Если у него, ВОВЫ, всё это есть, значит, я как отец обеспечил его всем необходимым для учёбы. А что у ВАС на уроке происходит, это, извините, Ваша проблема и решайте её сами! Когда у меня на работе авария я справляюсь сам, а не зову Вас не помощь. Извините, у меня совещание, мне надо идти".

Я со временем поняла, что он прав. Работать было интересно, трудности как-то преодолевались, ребята видели, что я всё время с ними (даже по воскресеньям могла приезжать к ним, чтобы пойти вместе в кино или совместно провести какой-нибудь вечер) и у нас зарождались дружеские отношения. Бывало, класс стоял на автобусной остановке и ждал, когда я приеду из Баку, чтобы вместе войти в школу. Школа стояла у моря, и выпускные вечера завершались встречей рассвета на берегу и пением соответствующих песен: "Тебя с седыми прядками над нашими тетрадками, Учительница первая моя...". Тогда ещё не было у меня седых прядок, мне было всего 21с половиной. А жизнь бежала дальше, и вот меня переводят в новую школу № 11. Здание новое. Директор и значительная часть коллектива старые, вернее прежние, и среди учеников много из ХИМСТРОЕВСКИХ. Но и новых коллег и ребят надо было узнать и принять сердцем, для того, что бы идти дальше. Наша ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, человек неуёмной энергии, сама не сидела без дела и нам не давала почивать на лаврах. Не успеют отгреметь аплодисменты по поводу интересного мероприятия, как тебе уже новое поручение или идея её, или своя. После успешного вечера, посвящённого творчеству великого поэта Германии ГЕНРИХА ГЕЙНЕ, в мой кружок буквально устремился поток новых талантов, желающих участвовать в спектаклях Мы стали готовить отрывки из драм Лессинга " ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ " и Шиллера " КОВАРСТВО и ЛЮБОВЬ ". Ребятам старшеклассникам эта тема была уже близка. Они с удовольствием шли на репетиции, хотя это было не просто, т.к. артисты были из разных классов, а расписание не всегда совпадало. Иной раз кто-то сбегал с урока, чтобы не сорвать репетицию. Я об этом узнавала позже, когда получала ..... от коллеги. Дети были артистичны, но особенно поражала своим дарованием ЛЮБА АЛИЕВА. В ходе работы над спектаклем я переосмысливала её роль и вдруг говорила " ЛЮБА, знаешь, а ведь твоя героиня здесь должна быть другой...". И она тут же перевоплощалась, наделяя её совсем другими гранями. Интересно, кем стала Люба в жизни? Я никогда её больше не встречала.

> Первый КИД был организован мной ещё в школе № 3 и продолжен в 11-ой. Проводились концерты на немецком языке, интересные встречи, в частности с отцом моего ученика Шауро Меджидова. Узнав об интересной судьбе этой семьи, я пригласила отца к нам на классный час рассказать о ..... Не хочу повторяться. Это подробно рассказала Эмилия Наумовна, которая тоже стала вести свой КИД и позже повторила подобное мероприятие для нового состава учеников. Интересно, что с ШАУРО мы встретились через несколько лет уже как коллеги-переводчики на МЕЖДУНАРОДНОЙ Выставке, и тогда же он со своей женой, тоже моей ученицей, Людой Приходько, и двумя детьми навестил меня дома, и за чаем и печёным незаметно пролетело время воспоминаний…

Не хочу отнимать у всех много времени своими воспоминаниями. У каждого из нас их очень много, ведь каждый работал со всей отдачей, и случалось всякое... Но от 2-3-х случаев не удержусь. В то время уже строго соблюдалась школьная форма и причёска, а у меня был старший класс (не помню точно 9 или 10-й). Класс был хороший, дружный, активный. Да ещё появилась новая ученица — Женя, которая быстро стала лидером класса. Всё шло гладко и, вдруг, на экраны вышел польский фильм "БАБЕТТА ИДЁТ НА ВОЙНУ", очаровательная героиня которого, своей причёской и косметикой произвела буквально революцию во вкусах наших девочек. Они не хотели больше быть скромными и стали появляться в школу с начёсами и подведёнными глазами. И, когда моя такая сознательная ЖЕНЯ появилась в таком виде, я не выдержала и... Но она мне спокойно ответила: "Я вас очень уважаю, но имею и своё мнение. Не старайтесь меня переубеждать. Когда я сама разочаруюсь в этом, тогда...". Я поспешила встретиться на эту тему с её мамой. Но она мне сказала, что не хочет запрещать дочери что-либо, чтобы ей не пришлось обманывать родителей. Ведь иные девочки дома перед родителями разыгрывают из себя скромниц, а по дороге из дому красятся в подъездах. Но этим не кончилось. Класс решил продемонстрировать свою солидарность с ЖЕНЕЙ... И вот иду я из учительской на урок в свой класс и из далека чувствую какую-то напряжённую атмосферу в классе, кое-кто выглядывает, иду ли я? Я насторожилась и мысленно собралась. Спокойно вхожу в класс, и все встают… О, БОЖЕ!!! У девочек на головах, как у малышек, огромные разноцветные банты из прозрачных газовых косынок, а у мальчиков такие же банты на шеях. Все стоят вытянувшись в струнку, в глазах прыгают чёртики. Все ждут моего взрыва и надеются на срыв урока... Я сделала вид, что ничего этого не замечаю, поздоровалась и начала урок, как обычно. Пока я излагала новую тему, внимательно следила за настроением класса .Оно постепенно менялось. Они поняли, что взрыва не будет. Когда я перешла к опросу и вызвала к доске Фаика, он застыл, ожидая какого-то коварства с моей стороны. Но вместо этого я сказала: " Знаешь, Фаик, ты неудачно выбрал цвет твоего банта. К твоим глазам больше подошёл бы вот тот бант. Спроси твоего друга, может быть он с тобой поменяется". Класс грохнул, и мир наш был восстановлен.

Спустя много лет я была приглашена в школу на празднование юбилея. Тогда я уже жила и работала в Баку, и мне было очень интересно снова переступить порог школы, увидеться с прежними коллегами. Когда я добралась до школы, шла уже торжественная часть. Я тихонько устроилась на свободном месте в последнем ряду, с интересом различая в полуосвещённом зале знакомые лица. Когда по окончании торжественной части зажёгся свет, и все устремились на антракт, увидели меня и не было конца объятиям и возгласам: "А, помнишь?!" А наш остряк-физик АНТОМОНИ, не добравшись до меня, махнул рукой: "ВСЁ, ШИСТЕР ПОШЛА ПО РУКАМ!.. "Потом подошла ко мне Вика, наша бывшая ученица, она была уже учительницей нашей школы, и стала меня благодарить за то, что я когда-то "СПАСЛА" их класс. Я не могла понять, в чём дело, она мне напомнила, что их класс (я там даже не преподавала) что-то натворил и их вызвали на педсовет, громили, грозили исключением без права поступления... и так далее, и сначала не давали ребятам даже открыть рот в их оправдание.

Их разнесли так, что они сами почувствовали себя обречёнными и, когда настал момент каяться и просить бы прощения, все молчали, не веря в возможность прощения. Бедные ребята не знали, что тогда исключение вообще было отменено. Школы должны были любым способом воспитывать своих "НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ". Педсовет зашёл в тупик. Все угрозы отгремели, их надо приводить в исполнение, а как ???? Тут я попросила слово. "Конечно, такое выходит за все рамки, но я вижу, что ребята поняли свою вину настолько, что даже не решаются просить прощения. Я предлагаю, не наказывать их немедленно, а дать им испытательный срок". Всё! Выход из тупика был найден. Да простят меня ребята за такое откровение. Вспоминать можно много, но надо дать слово и другим.

Всего доброго Германия Лия Иосифовна Шистерю.

А тем, кто сейчас счастлив работать и учиться в нашей школе №11, я скажу: "ЗДРАВСТВУЙ ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ, незнакомое!" Да, потому что там уже другое поколение. Мне посчастливилось в ОДНОКЛАССНИКАХ найти своих прежних учеников ГЮЛЮ ТАГИЕВУ, БОРЮ ШТЕЙНБЕРГА, ТОЛЮ ПОПОВА и его жену тоже нашу ученицу Женю, Жанну Свет, Свету Бакулину, Гену Скорика. Что бы вы представили, сколько лет прошло, скажу, что Боре 62 года, а мне 75. Так что вы — племя молодое, незнакомое. Но, я уверена, что через годы вы будете с такой же любовью и теплом вспоминать свою школу и тех, кто был рядом с вами.

Всего доброго. Германия Лия Иосифовна.

Видео сообщение для друзей из Азербайджана !



Выступление Шистер Лии. Германия 2008 год
О " БАКУ ! " Клуб Немецско - русской дружбы !
Часть 1.




Выступление Шистер Лии. Германия 2008 год
О " БАКУ ! " Клуб Немецско - русской дружбы !
Часть 2. ЗАГУЛЬБА





Выступление Шистер Лии. Германия 2008 год
О " БАКУ ! " Клуб Немецско - русской дружбы !
Часть 3.

Здравствуйте,Талыб .
Жаль,Что мастер пропустил слова перед песней.
Там было мною сказано :
БАКУ , БАКУ, БЕЛЫХ АКАЦИЙ , ПУРГУ.
КРЫЛАТЫХ ЧАЕК НАД МОРЕМ ЗАБЫТЬ Я НЕ МОГУ....
И после этого шла песня. Но и на том спасибо, я ему очень благодарна.
На моё выступление было отведено всего 10 минут и программа была
развлекательной. Т.Ч. не судите строго.
Смотреь лучше в маленьком формате. Всего доброго Лия. 05.12.2008 год.



free counters

Комментариев нет: